Как известно, вопрос о том, что первично и что
вторично, – материя или дух, считался, или до сих пор
считается, основным вопросом философии. Множество веков он чрезвычайно волновал
науку. Не меньше внимания ему уделяла и религия. В наше время он, конечно, не
утратил своей важности, но мы с вами подойдем к нему совершенно иначе, в духе
современных идей.
Первичным творцом всего сущего мы с вами условимся
считать Дух. Но для начала попытаемся определить, что же он из себя
представляет. Дух – это иное название разумной энергии. Однако, как мы
говорили в Лекции 2 («Всё есть энергия»), вся энергия во Вселенной – разумна.
Также мы говорили, что материя – это плотная форма энергии. Следовательно, всё
во Вселенной есть дух, и
разделение на дух и материю, принятое как в науке, так и в религии, является
искусственным, основанным на невольном заблуждении или даже спекулятивным.
Как наука, так и религия (речь идет преимущественно
о западной цивилизации) делали одну общую ошибку – они противопоставляли
материю и дух. Но если материалистическая наука преувеличивала роль материи и
даже возвеличивала ее, зачастую отрицая существование духа как такового, то
религия, церковь, напротив, принижали всё материальное. Обе эти позиции
повлияли на умы человечества далеко не в позитивном плане и создали множество проблем. Последствия «торжества
материализма» известны – утрата духовных корней, безбожие, присваивание
человеку титула «царь природы»,
нежелание «ждать милостей от природы» и, как следствие, экологическая и
нравственная катастрофа, угрожающая существованию современной цивилизации.
Недостатки этой позиции сейчас для многих очевидны. Что касается отношения
религии к материальному, то здесь не все
так просто. Давайте разберемся.
Величие духа на фоне ничтожности и низменности
всего земного проповедовалось некоторыми религиями (в частности, христианской)
на протяжении тысячелетий. Что же в этом плохого? На каком-то историческом
этапе и для людей определенного склада подобная доктрина, вероятно, была весьма
подходящей и действительно помогала двигаться по пути духовного
совершенствования. Однако она чрезвычайно противоречива. Во-первых, если мы
приняли, что все есть энергия в различных формах, то, придерживаясь точки
зрения церкви, мы противопоставляем одни ее формы другим и даже делим энергию
на плохую и хорошую, основываясь на принципе плотности. Такое деление ошибочно.
Во-вторых, материальный мир, так же как и духовный, сотворен Богом. Мало того,
это вообще единый мир. В Библии, кн. Бытие, гл. 1, после сотворения неба и
земли «увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма». Подчеркнем, сам
Бог признает созданный им материальный мир хорошим, а вовсе не низменным и
несовершенным. И нам с вами остается согласиться с тем, что божественный план
создания мира вряд ли был плох или ошибочен, скорее, это мы можем не понимать
его величественной гармонии.
Материальный мир – продолжение мира духовного, и в
общей картине мироздания реальность,
данная нам в ощущениях, составляет лишь незначительную часть, и
только эту небольшую часть способен познать наш разум (имеется в виду обычное
«бодрствующее сознание» человека физического).
В процессе обучения мы с вами будем подробно изучать взаимодействие
духовно-энергетической и материальной
сфер, а сейчас отметим, что
и сам человек – существо духовно-материальное,
причем его плотное тело и разум можно сравнить с видимой верхушкой айсберга,
всё остальное скрыто и большей частью не познано.
Противопоставляя две сферы мироздания,
материалистическая наука относилась к идеалистам с пренебрежением и насмешкой и
если и признавала дух, то скорее имела в виду под этим понятием разум,
сознание. Религия, в своем противопоставлении, подчеркивала величие духа и его
превосходство над материей. Но таким может быть только чистый, Святой Дух,
который, впрочем, тоже иногда материализовался (Иисус Христос, Вишну, Будда и
др.). Однако духовно-энергетический мир далеко не однороден, и дух может быть
каким угодно, то есть «плохим» или «хорошим», как и материя. Причем многие объекты и явления (например, человек
и его действия и мысли) существуют в этих двух измерениях, если можно так
выразиться, одновременно.
Учение нового времени следовало бы назвать
идеалистическим материализмом или материалистическим идеализмом. Материя, согласно этому учению, есть
продолжение духа, а дух – продолжение материи,
причем и то, и другое – разумная энергия. Поэтому если у человека не
в порядке дух, то состояние его дел,
здоровья и т.д. в физическом мире также
будет неблагополучным; и если он в этом мире совершает невольно или злонамеренно
какие-то ошибочные или неблаговидные поступки, то «заболеет» его
духовно-энергетическая составляющая. В мире разумной энергии действуют одни и
те же энергообменные (Космические, Духовные) законы, помните: «Что наверху, то
и внизу…».
Вернемся
к анализу позиции, принижающей материю. С тем, что она не имеет достаточных
оснований, вы, вероятно, уже согласились. А в чем же опасность такого
мировоззрения? Нелестные характеристики всего материального, начиная с
общественного устройства и заканчивая человеческим телом, утверждения, что сам
сатана – князь мира сего, и вытекающее из этого стремление отринуть все это и
расстаться со всем этим как можно быстрее. Если мы согласимся с этой позицией,
то нам придется признать, что ни о каком счастье в этом «ужасном» мире не
приходится и мечтать. Более того, логически вытекает, что улучшать этот
«тлетворный и греховный» мир бессмысленно, да и вряд ли получится. Однако
каждый из нас хочет счастья и хочет, чтобы наш мир и человеческий дом Земля стал лучше. Но для
этого нам просто необходимо его любить! Дело в том, что есть такой
энергообменный закон – то,
что вы не любите, но хотите получить, вы никогда не получите. Кроме того, мир, как и человек, - Божье творение, и не любить их, значит,
сомневаться в справедливости божественного замысла.
Свидетельство о публикации №213061801730
Комментариев нет:
Отправить комментарий